Контакты

Чтение портов avr в си. Регистры и порты микроконтроллера AVR

Любое устройство на микроконтроллере AVR использует порты ввода вывода. Для работы с портами у AVR`ок есть три регистра: PORTx, PINx и DDRx, где x - буква порта, например A, B, C и т.д.
Регистр DDRx - определяет направление выводов микроконтроллера, PINx позволяет читать их состояние, "осязать" внешний мир, а PORTx в зависимости от направления вывода или задает его логический уровень, или подключает подтягивающий резистор.
Выводы микроконтроллера в проекте обычно задают с помощью макроопределений - define`ов. Мы получаем некую "отвязку" от железа и в дальнейшем это позволяет нам переназначать выводы на другие порты. Например, это может выглядеть так.


#define BUT_PIN 3
#define BUT_PORTX PORTB
# define BUT_DDRX DDRB
#define BUT_PINX PINB

Неудобство такого подхода состоит в том, что для каждого вывода нужно определять три регистра. Бывает, что два (только PORTx и DDRx), но это тоже неудобно, если выводов много. Существует другой подход, позволяющий сократить число макроопределений. Разберемся в чем он заключается.

В микроконтроллер atmega16 регистр PORTB имеет адрес 0x18, а регистры DDRB и PINB - 0x17 и 0x16 соответственно. Тоже самое и с регистрами остальных портов, они тоже расположены друг за другом. Мы можем определить в проекте только один регистр, а к остальным обращаться вычисляя их адрес. За основу можно взять любой из них, главное ничего не напутать. Лучше всего для этих целей использовать макросы. Если отталкиваться от регистров PORTx, то макросы будут выглядеть так.


//это макросы для доступа к регистрам порта
#define PortReg(port) (*(port))
#define DirReg(port) (*((port) - 1))
#define PinReg(port) (*((port) - 2))

Макросы принимают в качестве параметра адрес регистра PORTx. Для взятия адреса регистра используется оператор &. Посмотрим, как можно использовать эти макросы.


//определили вывод мк
#define BUT_PIN 3
#define BUT_PORT PORTB
...
// конфигурируем вывод как вход
DirReg(&BUT_PORT) &= ~(1<//включаем подтягивающий резистор
PortReg(&BUT_PORT) |= (1<

...
//проверяем нажата ли кнопка
if(! (PinReg(&BUT_PORT)&(1< ...
}

Как видите, определять выводы теперь можно намного короче, однако за удобство приходится платить вставкой макросов.

Компилятор преобразует эти макросы в очень компактный код. Точно такой же, как если бы мы обращались к регистрам используя их имена. И дело в том, что с точки зрения ассемблера это так и есть. Если вы посмотрите ассемблерный код этих примеров, то увидите, что обращение к регистрам осуществляется методом прямой адресации с помощью команд IN, OUT. Поэтому я и озаглавил этот раздел "ненастоящая работа с портом через указатели". Указатели вроде как используются, но на самом деле нет.
Такой подход можно использовать не со всеми микроконтроллерами AVR, потому что в некоторых моделях регистры порта располагаются не по соседним адресам. Как, например, регистры порта F в микроконтроллере ATmega128.

Настоящая работа с портом через указатель

Иногда приходится прибегать к работе с портом, используя настоящий указатель. Для этого создается переменная указатель, которая инициализируется адресом какого-нибудь регистра порта. Делается это следующим образом.


//объявляем указатель на регистр
//обязательно должно присутствовать volatile
volatile uint8_t *portReg;

//инициализация
//передаем адрес регистра PORTB
portReg = &PORTB;

//вывод в порт через указатель
//перед указателем ставиться оператор *
(*portReg) = 0xff;

Также этот указатель можно передавать в функцию.


void OutPort(volatile uint8_t *pReg, uint8_t data)
{
*pReg = data;
}

...
//записываем в PORTB число 0xff
OutPort(&PORTB, 0xff);

//а здесь уже не нужен оператор &
//так как мы передаем переменную с адресом порта
OutPort(portReg, 0xff);

Работа с портом через указатель открывает большие возможности. Например, мы можем определить структуру, которая будет хранить все настройки пина микроконтроллера и обращаться к выводу, используя эту структуру. Или можем определить структуру виртуального порта содержащую выводы микроконтроллера из разных физических портов.
Все это так, но есть ложка дегтя. Работа с регистрами порта через указатель "тяжеловесна" с точки зрения размера кода и его быстродействия. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на получаемый ассемблерный код. Если эти два фактора не критичны, то такой подход можно использовать, если нет, то придется работать по старинке.
Также п ри работе с портом через указатели, даже операция установки/сброса разряда будет неатомарна. Атомарность операций в этом случае нужно обеспечивать самостоятельно.

Вот небольшой пример, как можно использовать указатели при работе с портом.


//струтура для хранения настроек вывода - номера и порта
typedef struct outputs{
uint8_t pin;
volatile uint8_t *portReg;
}outputs_t;

//функция инициализации
void OUT_Init(outputs_t *out, uint8_t pin, volatile uint8_t *port, uint8_t level)
{
//сохраняем настройки в структуру
out->pin = pin;
out->portReg = port;

//конфигурируем вывод на выход
(*(port-1)) |= (1<

//задаем логический уровень
if (level) {
(*port) |= (1< }
else{
(*port) &= ~(1< }
}

//установить на выходе 1
void OUT_Set(outputs_t *out)
{
(*(out->portReg)) |= (1 << out->pin);
}

//установить на выходе 0
void OUT_Clear(outputs_t *out)
{
(*(out->portReg)) &= ~(1 << out->pin);
}

Пример использования


//определили вывод мк
#define OUT1_PIN 4
#define OUT1_PORT PORTB
...
//объявляем переменную для хранения
//настроек пина
outputs_t out1;

//инициализируем ее
OUT_Init(&out1, OUT1_PIN, OUT1_PORT, 0);

//устанавливаем 1 на выводе OUT1_PIN
OUT_Set(&out1);

Еще один пример работы с портом через указатели есть в коде к статье "

2.1. Порты и выводы.

Чтобы общаться с внешним миром у микроконтроллера есть порты ввода-вывода, в каждом из которых есть несколько отдельных битов (считай выводов), на которых можно установить ноль (0) или единицу (1).

У таких портов 3 это порты B,C и D. На каждом порту по 8 битов (за исключением порта C он 7 - разрядный ) которыми можно (нужно) управлять. Но управлять с некоторыми ограничениями.

Ограничения:

    D0 и D1 используются для прошивки микроконтроллерах на плате Arduino через USB;

    C6 – используется для перезагрузки (reset) ;

    B6 и B7 - на этих выводах микроконтроллера подключается внешний кварцевый резонатор .

Остальные биты можно использовать если они не задействованы. Для наших изысканий будем использовать:

    порт B – B0, B1, B2, B3, B4, B5 (соответственно выводы микроконтроллера с 1 4 по 1 9 );

    порт C – С0, С1, С2, С3, С4, С5 (выводы - с 23 по 28);

    порт D – D2, D3, D4, D5, D6, D7 (выводы - 4, 5, 6, 11, 12, 13).

Необходимо учитывать что производится в разных корпусах и нумерация выводов может отличатся

2.2. Регистры управления портами.

Управление портами достаточно простое. Используется три восьми битных регистра -

DDRx, PORTx и PINx, где x имя порта (в нашем случае B,C и D ).

    DDRx – Настройка разрядов порта x на вход или выход.

    PORTx – Управление состоянием выходов порта x (если соответствующий разряд настроен как выход), или подключением внутреннего подтягивающего резистора (резистор подтягивает разряд к 1 если соответствующий разряд настроен как вход).

    PINx –Чтение логических уровней разрядов порта x.

Настройка и работа портов сводится к трем операциям в зависимости от настройки входа или выхода.

Ввод:

    В регистре DDRx на нужный разряд устанавливаем 0 обозначая его как ввод;

    При необходимости на указанном разряде устанавливаем 1 для подключения подтягивающего резистора (резистор подтягивает указанный вывод к 1), подтягивающий резистор включают для уменьшения внешних помех и его можно не подключать;

    Считываем из регистра PINx с того-же разряда состояние 0 или 1.

Вывод:

    В регистре DDRx на нужный разряд устанавливаем 1 обозначая его как вывод;

    В регистр PORTx на этот разряд устанавливаем его состояние 0 или 1;

Пример : На выводе 5 порта B установить 1 ( вывод 17 микроконтроллера переключить на логическую 1 )

регистр DDRB

Установили разряд DDRB 5 в 1 настроив вывод как вывод

регистр PORT B

PORT B 7

PORT B 6

PORT B 5

PORT B 4

PORT B 3

PORT B 2

PORT B 1

PORT B 0

Установили разряд PORT B 5 переключив вывод микроконтроллера в 1. Дальнейшее переключение этого вывода производится без изменения регистра DDRx если не понадобится переключить разряд порта на ввод.

Регистр PIN B можно не использовать, если только для проверки состояния выводов порта.

2.3. Программа

Разберем программу на C по строкам.

#include // Подключение библиотеки // ввода/вывода AVR #include // Подключение библиотеки создания задержек #define V_V 5 // Указываем макроопределение регистра 5 порта B int main() { DDRB |= 1 << V_V; // Устанавливаем 5 бит регистра DDRB в // (назначаем как вывод) while(1) { // Безконечный цикл основной программы PORTB |= 1 << V_V; // Устанавливаем вывод микроконтроллера в 1 _delay_ms(100); // Ждем 100 мс PORTB &= ~(1 << V_V); // Устанавливаем вывод микроконтроллера в 0 _delay_ms(100); // Ждем 100 мс } return 0; }

В программе вставлен бесконечный цикл while(1), чтобы микроконтроллер не выполнил ничего лишнего. Все действия с портами в программе выполнены с использованием поразрядных операций в языке C. Что дало возможность управлять только одним разрядом (одним выводом микроконтроллера) порта B.

На использованном нами выводе микроконтроллера в Arduino UNO и Arduino Nano v3 подключен светодиод, поэтому в первой программе не придется даже собирать схему, достаточно подключить Arduino к компьютеру.

2.4. Проект на C и компиляция

Программное обеспечение готово, программа написана, микроконтроллер тоже есть в виде Arduino. Начнем.

Запускаем CodeBlocks, в меню File >> New >> Project начинаем создавать проект.

Выбираем AVR Project и Go.

В поле Project title указываем название проекта, ниже в Folder to create project in указываем путь к папке куда создаем проект и жмем Next.

В следующем окне оставляем галку только Create “Release” configuration и опять Next.


Выбираем наш микроконтроллер (у меня ) устанавливаем частоту (для Arduino Nano v3 - 16МГц ) и оставляем создание только hex файла и Finish.

И наконец в созданном проекте находим файл main.c и открываем его. Внутри видим:

/* */ #include int main(void) { // Insert code while(1); return 0; }

Заменяем эту заготовку нашей программой и жмем

Происходит компиляция проекта и внизу видим

2.5. Прошиваем микроконтроллер

Все прошивка готова, она находится в папке проекта (выбранной при создании проекта). У меня C:\avr\Program1\bin\Release\Program1.hex этот файл и является нашей прошивкой.

Начнем прошивать. Запустим программу ArduinoBuilder

В окне выбираем файл hex (находится в папке проекта CodeBlocks >> bin/Release/project1.hex) нашего проекта, выбираем Arduino и частоту микроконтроллера и жмем кнопку чем программировать (у меня COM9 ) обычно это com порт отличный от 1. После сего проделанного смотрим мигающий диод.

На этом задача минимум выполнена. Рассмотрен подборка программного обеспечения, изучены порты ввода/вывода и регистры их управления, написана программа на C скомпилирована и прошита в микроконтроллер. И все это можно применить для микроконтроллеров AVR за исключением программы ArduinoBuilder которая в основном создана под Arduino, но и ее можно заменить при использовании например программатора

Бит

Чтение/Запись

Исходное значение

· Бит 7 – Разрешение всех прерываний. Для разрешения прерываний этот бит должен быть установлен в состояние 1. Управление разрешением конкретного прерывания выполняется регистром маски прерывания EIMSK и TIMSK. Если этот бит очищен (=0), то ни одно из прерываний не обрабатывается. Бит аппаратно очищается после возникновения прерывания и устанавливается для последующего разрешения прерывания командой RETI.
· Бит 6 – Бит сохранения копии. Команды копирования бита BLD и BST используют этот бит как источник и приемник при операциях с битами. Командой BST бит регистра общего назначения копируется в бит T, командой BLD бит Т копируется в бит регистра общего назначения.
· Бит 5 – Флаг полупереноса. Он указывает на перенос между тетрадами при выполнении ряда арифметических операций.
· Бит 4 – Бит знака. Бит S имеет значение результата операции исключающее ИЛИ (N(+)V) над флагами отрицательного значения (N) и дополнения до двух флага переполнения (V).

· Бит 3 – Дополнение до двух флага переполнения. Он поддерживает арифметику дополнения до двух.
· Бит 2 – Флаг отрицательного значения. Этот флаг указывает на отрицательный результат ряда арифметических и логических операций.
· Бит 1 – Флаг нулевого значения. Этот флаг указывает на нулевой результат ряда арифметических и логических операций.
· Бит 0 – Флаг переноса. Этот флаг указывает на перенос при арифметических и логических операциях.

Микроконтроллер AT90S8535 имеет 4 параллельных порта ввода/вывода A, B,C и D.
Порт А является 8-разрядным двунаправленным портом. Взаимодействие с портом А осуществляется через три регистра в пространстве ввода/вывода памяти данных: регистр данных – PORTA, $1B($3B), регистр направления данных – DDRA, $1A($3A), регистр входных данных – PINA, $19($39). Регистр PINA обеспечивает только возможность чтения, а регистры PORTA и DDRA – возможность чтения и записи. Регистр PINA не является регистром в полном смысле этого слова. Обращение к нему обеспечивает чтение физического состояния каждого вывода порта. Порт А служит также для ввода аналоговых сигналов A/D.

Регистр данных порта А – PORTA

Бит

Чтение/Запись

Исходное значение

Регистр направления данных порта А – DDRA

Бит

Чтение/Запись

Исходное значение

Регистр входных данных порта А – PINA

Бит

Чтение/Запись

Исходное значение

Порт В является 8-разрядным двунаправленным портом ввода/вывода. Также как и у порта А взаимодействие с портом В осуществляется через три регистра в пространстве ввода/вывода памяти данных: регистр данных – PORTB, $18($38), регистр направления данных – DDRB, $17($37) и регистр входных данных – PINB, $16($36). Регистр PINB обеспечивает возможность только чтения. Регистр PINB не является регистром в полном смысле этого слова. Обращение к нему обеспечивает чтение физического состояния каждого вывода порта. Выводы порта В могут выполнять альтернативные функции, указанные в табл. 2.1.

Таблица 2.1. Альтернативные функции выводов порта В

Вывод порта

Альтернативная функция

T0 – вход тактового сигнала таймера/счетчика 0

T1 – вход тактового сигнала таймера/счетчика 1

AIN0 – положительный вывод компаратора

AIN1 – отрицательный вывод компаратора

– вход выбора ведомого SPI

MOSI – установка ведущий выход/ведомый вход SPI

MISO – установка ведущий вход/ведомый выход SPI

SCK – тактовый сигнал SPI

При использовании выводов для альтернативных функций регистры PORTB, DDRB должны быть установлены соответствующим образом.

Регистр данных порта B PORTB

Бит

Чтение/Запись

Исходное значение

Регистр направления данных порта B – DDRB

Бит

Чтение/Запись

Исходное значение

Регистр входных данных порта B – PINB

Бит

Чтение/Запись

Исходное значение

Порт С представляет собой 8-разрядный двунаправленный порт ввода/вывода. Также как у портов А и В взаимодействие с портом С осуществляется через три регистра в пространстве ввода/вывода памяти данных: регистр данных – PORTC, $15($35), регистр направления данных – DDRC, $14($34) и регистр входных данных – PINC, $13($33). Регистр PINC обеспечивает только возможность чтения, а регистры PORTC и DDRC – возможность чтения и записи. Регистр PINC не является регистром в полном смысле этого слова. Обращение к нему обеспечивает чтение физического состояния каждого вывода порта.
У порта С только два вывода могут выполнять альтернативные функции: выводы PC6 и PC7 выполняют функции TOSC1 и TOSC2 таймера/счетчика 2.

Регистр данных порта C PORTC

Бит

Чтение/Запись

Исходное значение

Регистр направления данных порта C – DDRC

Бит

Чтение/Запись

Исходное значение

Регистр входных данных порта C – PINC

Бит

Чтение/Запись

Исходное значение

Порт D является 8-разрядным двунаправленным портом ввода/вывода. Также как и у портов А, В и С взаимодействие с портом D осуществляется через три регистра в пространстве ввода/вывода памяти данных: регистр данных – PORTD, $12($32), регистр направления данных – DDRD, $11($31) и регистр входных данных – PIND, $10($30). Регистр PIND обеспечивает возможность чтения, а регистры PORTD и DDRD – возможность чтения и записи. Регистр PIND не является регистром в полном смысле этого слова. Обращение к нему обеспечивает чтение физического состояния каждого вывода порта.
Выводы порта D могут выполнять альтернативные функции, указанные в табл. 2.2.

Таблица 2.2. Альтернативные функции выводов порта D

Вывод порта

Альтернативная функция

RxD – вход приемника UART

TxD – выход передатчика UART

INT0 – вход внешнего прерывания 0

INT1 – вход внешнего прерывания 1

OC1B – вывод сравнения выхода В таймера/счетчика 1

OC1А – вывод сравнения выхода А таймера/счетчика 1

ICP – вход триггера захвата таймера/счетчика 1

OC2 – вывод сравнения выхода таймера/счетчика 2

При использовании выводов для альтернативных функций регистры PORTD, DDRD должны быть установлены соответствующим образом.

Регистр данных порта D PORTD

Бит

Чтение/Запись

Исходное значение

Регистр направления данных порта D DDRD

Бит

Чтение/Запись

Исходное значение

Регистр входных данных порта D PIND

Бит

Чтение/Запись

Исходное значение

Так как рассматриваемая работа первая, то для приобретения обучающимися навыков работы с лабораторным комплексом все обучающиеся сначала делают одинаковую работу. Со своих рабочих мест они вводят в ПЭВМ одну и ту же задачу вычитания из числа 5 числа 3, приведённую в п. 1.5.3.1. После компиляции программы она записывается в микроконтроллер рабочего места и демонстрируется её работа преподавателю.
После такого знакомства с комплексом обучающийся приступает к выполнению индивидуального задания. При наличии времени преподаватель может усложнить индивидуальное задание.

С внешним миром микроконтроллер общается через порты ввода вывода. Схема порта ввода вывода указана в даташите:

Итак, что же представляет собой один вывод микроконтроллера. Вначале на входе стоит небольшая защита из диодов, она призвана защитить ввод микроконтроллера от превышения напряжения. Если напряжение будет выше питания, то верхний диод откроется и это напряжение будет стравлено на шину питания, где с ним будет уже бороться источник питания и его фильтры. Если на ввод попадет отрицательное (ниже нулевого уровня) напряжение, то оно будет нейтрализовано через нижний диод и погасится на землю. Впрочем, диоды там хилые и защита эта помогает только от микроскопических импульсов от помех . Если же ты по ошибке вкачаешь в ножку микроконтроллера вольт 6-7 при 5 вольтах питания, то никакой диод его не спасет.

Дальше идут ключи управления. Это я их нарисовал рубильниками, на самом деле там стоят полевые транзисторы, но особой сути это не меняет. А рубильники наглядней.
Каждый рубильник подчинен логическому условию которое я подписал на рисунке. Когда условие выполняется — ключ замыкается. PIN, PORT, DDR это регистры конфигурации порта.

Есть в каждом контроллере AVR PIC есть тоже подобные регистры, только звать их по другому).

Например, смотри в даташите на цоколевку микросхемы:

Видишь у каждой почти ножки есть обозначение Pxx . Например, PB4 где буква «B» означает имя порта, а цифра — номер бита в порту. За порт «B» отвечают три восьмиразрядных регистра PORTB, PINB, DDRB , а каждый бит в этом регистре отвечает за соответствующую ножку порта. За порт «А » таким же образом отвечают PORTA, DDRA, PINA .

PINх
Это регистр чтения. Из него можно только читать. В регистре PINx содержится информация о реальном текущем логическом уровне на выводах порта. Вне зависимости от настроек порта. Так что если хотим узнать что у нас на входе — читаем соответствующий бит регистра PINx Причем существует две границы: граница гарантированного нуля и граница гарантированной единицы — пороги за которыми мы можем однозначно четко определить текущий логический уровень. Для пятивольтового питания это 1.4 и 1.8 вольт соответственно. То есть при снижении напряжения от максимума до минимума бит в регистре PIN переключится с 1 на 0 только при снижении напруги ниже 1.4 вольт, а вот когда напруга нарастает от минимума до максимума переключение бита с 0 на 1 будет только по достижении напряжения в 1.8 вольта. То есть возникает гистерезис переключения с 0 на 1, что исключает хаотичные переключения под действием помех и наводок, а также исключает ошибочное считывание логического уровня между порогами переключения.

При снижении напряжения питания разумеется эти пороги также снижаются, график зависимости порогов переключения от питающего напряжения можно найти в даташите.

DDRx
Это регистр направления порта. Порт в конкретный момент времени может быть либо входом либо выходом (но для состояния битов PIN это значения не имеет. Читать из PIN реальное значение можно всегда).

  • DDRxy=0 — вывод работает как ВХОД.
  • DDRxy=1 вывод работает на ВЫХОД.

PORTx
Режим управления состоянием вывода. Когда мы настраиваем вывод на вход, то от PORT зависит тип входа (Hi-Z или PullUp, об этом чуть ниже).
Когда ножка настроена на выход , то значение соответствующего бита в регистре PORTx определяет состояние вывода. Если PORTxy=1 то на выводе лог1, если PORTxy=0 то на выводе лог0.
Когда ножка настроена на вход , то если PORTxy=0 , то вывод в режиме Hi-Z . Если PORTxy=1 то вывод в режиме PullUp с подтяжкой резистором в 100к до питания.

Есть еще бит PUD (PullUp Disable) в регистре SFIOR он запрещает включение подтяжки сразу для всех портов. По дефолту он равен 0. Честно говоря, я даже не знаю нафиг он нужен — ни разу не доводилось его применять и даже не представляю себе ситуацию когда бы мне надо было запретить использование подтяжки сразу для всех портов. Ну да ладно, инженерам Atmel видней, просто знай что такой бит есть. Мало ли, вдруг будешь чужую прошивку ковырять и увидишь что у тебя подтяжка не работает, а вроде как должна. Тогда слазаешь и проверишь этот бит, вдруг автор прошивки заранее где то его сбросил.

Общая картина работы порта показана на рисунке:


Теперь кратко о режимах:

  • Режим выхода
    Ну тут, думаю, все понятно — если нам надо выдать в порт 1 мы включаем порт на выход (DDRxy=1 ) и записываем в PORTxy единицу — при этом замыкается верхний ключ и на выводе появляется напряжение близкое к питанию. А если надо ноль, то в PORTxy записываем 0 и открывается уже нижний вентиль, что дает на выводе около нуля вольт.
  • Вход Hi-Z — режим высокоимпендансного входа.
    Этот режим включен по умолчанию. Все вентили разомкнуты, а сопротивление порта очень велико . В принципе, по сравнению с другими режимами, можно его считать бесконечностью. То есть электрически вывод как бы вообще никуда не подключен и ни на что не влияет. Но! При этом он постоянно считывает свое состояние в регистр PIN и мы всегда можем узнать что у нас на входе — единица или ноль. Этот режим хорош для прослушивания какой либо шины данных, т.к. он не оказывает на шину никакого влияния. А что будет если вход висит в воздухе? А в этом случае напряжение будет на нем скакать в зависимости от внешних наводок, электромагнитных помех и вообще от фазы луны и погоды на Марсе (идеальный способ нарубить случайных чисел!). Очень часто на порту в этом случае нестабильный синус 50Гц — наводка от сети 220В, а в регистре PIN будет меняться 0 и 1 с частотой около 50Гц
  • Вход PullUp — вход с подтяжкой.
    При DDRxy=0 и PORTxy=1 замыкается ключ подтяжки и к линии подключается резистор в 100кОм, что моментально приводит неподключенную никуда линию в состояние лог1. Цель подтяжки очевидна — недопустить хаотичного изменения состояния на входе под действием наводок. Но если на входе появится логический ноль (замыкание линии на землю кнопкой или другим микроконтроллером/микросхемой), то слабый 100кОмный резистор не сможет удерживать напряжение на линии на уровне лог1 и на входе будет нуль.

Также почти каждая ножка имеет дополнительные функции . На распиновке они подписаны в скобках. Это могут быть выводы приемопередатчиков, разные последовательные интерфейсы, аналоговые входы, выходы ШИМ генераторов. Да чего там только нет. По умолчанию все эти функции отключены , а вывод управляется исключительно парой DDR и PORT , но если включить какую-либо дополнительную функцию, то тут уже управление может полностью или частично перейти под контроль периферийного устройства и тогда хоть запишись в DDR/PORT — ничего не изменится. До тех пор пока не выключишь периферию занимающую эти выводы.
Например, приемник USART . Стоит только выставить бит разрешения приема RXEN как вывод RxD , как бы он ни был настроен до этого, переходит в режим входа.

Совет:
С целью снижения энергопотребления и повышения надежности рекомендуется все неиспользованные пины включить в режим PullUp тогда их не будет дергать туда сюда помехой, а если на порт свалится грубая сила (например, монтажник отвертку уронит и коротнет на землю) то линия не выгорит.

Как запомнить режимы, чтобы не лазать каждый раз в справочник:
Чем зазубривать или писать напоминалки, лучше понять логику разработчиков, проектировавших эти настройки, и тогда все запомнится само.

Итак:

  • Самый безопасный для МК и схемы, ни на что не влияющий режим это Hi-Z.
  • Очевидно что этот режим и должен быть по дефолту.
  • Значения большинства портов I/O при включении питания/сбросе = 0х00, PORT и DDR не исключение.
  • Соответственно когда DDR=0 и PORT=0 это High-Z — самый безопасный режим, оптимальный при старте.
  • Hi-Z это вход, значит при DDR=0 нога настроена на вход. Запомнили.
  • Однако, если DDR=0 — вход, то что будет если PORT переключить в 1?
  • Очевидно, что будет другой режим входа. Какой? Pullup, другого не дано! Логично? Логично. Запомнили.
  • Раз дефолтный режим был входом и одновременно в регистрах нуль, то для того, чтобы настроить вывод на выход надо в DDR записать 1.
  • Ну, а состояние выхода уже соответствует регистру PORT — высокий это 1, низкий это 0.
  • Читаем же из регистра PIN.

Есть еще один способ, мнемонический:
1 похожа на стрелку. Стрелка выходящая из МК — выход. Значит DDR=1 это выход! 0 похож на гнездо, дырку — вход! Резистор подтяжки дает в висящем порту единичку, значит PORT в режиме Pullup должен быть в единичке!

Все просто! :)

Для детей в картинках и комиксах:)
Для большей ясности с режимами приведу образный пример:

В режиме PullUp эту планку мы пружиной подтянули кверху. Слабые помехи не смогут больше ее дрыгать как угодно. С другой стороны шине она может помешать, но не факт что заблокирует ее работу. От шины зависит и ее силы. А еще мы можем отслеживать тупую внешнюю силу, вроде кнопки, которая может взять и придавить ее к земле. Тогда мы узнаем что кнопка нажата.


В режиме OUT у нас планка прибита гвоздями к земле или прижата домкратом к питанию. Внешняя сила может ее пересилить только сломав домкрат или сломается сама. Тупая внешняя сила просто разрушает наш домкрат или вырывает гвозди из пола с мясом. В любом случае — девайс в помойку.

При программировании микроконтроллеров постоянно приходится работать с битами. Устанавливать их, сбрасывать, проверять их наличие в том или ином регистре. В AVR ассемблере для этих целей существует целый ряд команд. Во-первых, это группа команд операций с битами – они предназначены для установки или сброса битов в различных регистрах микроконтроллера, а во-вторых, группа команд передачи управления – они предназначены для организации ветвлений программ. В языке Си естественно нет подобных команд, поэтому у начинающих программистов часто возникает вопрос, а как в Си работать с битами. Эту тему мы сейчас и будем разбирать.

В Си существуют 6 операторов для манипулирования битами. Их можно применять к любым целочисленным знаковым или беззнаковым типам переменных.

<< - сдвиг влево
>> - сдвиг вправо
~ - поразрядная инверсия
| - поразрядное ИЛИ
& - поразрядное И
^ - поразрядное исключающее ИЛИ

_______________ сдвиг влево << _______________

Сдвигает число на n разрядов влево. Старшие n разрядов при этом исчезают, а младшие n разрядов заполняются нулями.


unsigned char tmp = 3; //0b00000011
tmp = tmp << 1;
//теперь в переменной tmp число 6 или 0b00000110

Tmp = tmp << 3;
//теперь в переменной tmp число 48 или 0b00110000

Выражения, в которых над переменной производится какая-либо операция, а потом результат операции присваивается этой же переменной, можно записывать короче, используя составные операторы.

Tmp = 7; //0b00000111
tmp <<= 2; //сокращенный вариант записи
//теперь в переменной tmp число 28 или 0b00011100

Операция сдвига влево на n разрядов эквивалентна умножению переменной на 2 n .

_______________ сдвиг вправо >> _______________

Сдвигает число на n разрядов вправо. Младшие n разрядов при этом теряются. Заполнение старших n разрядов зависит от типа переменной и ее значения. Старшие n разрядов заполняются нулями в двух случаях – если переменная беззнакового типа или если переменная знаковая и ее текущее значение положительное. Когда переменная знаковая и ее значение отрицательное – старшие разряды заполняются единицами.

Пример для беззнаковой переменной

unsigned char tmp = 255; //0b11111111
tmp = tmp >> 1;
//теперь в переменной tmp число 127 или 0b01111111

Tmp >>= 3; //сокращенный вариант записи
//теперь в переменной tmp число 15 или 0b00001111

Пример для переменной знакового типа

int tmp = 3400; //0b0000110101001000
tmp >>= 2;
//теперь в переменной число 850 или 0b0000001101010010

Tmp = -1200; //0b1111101101010000
tmp >>= 2;
//теперь в tmp число -300 или 0b1111111011010100
//видите - два старших разряда заполнились единицами

Операция сдвига вправо на n разрядов эквивалентна делению на 2 n . При этом есть некоторые нюансы. Если потерянные младшие разряды содержали единицы, то результат подобного “деления” получается грубоватым.

Например 9/4 = 2,5 а 9>>2 (1001>>2) равно 2
11/4 = 2,75 а 11>>2 (1011>>2) равно 2
28/4 = 7 а 28>>2 (11100>>2) равно 7

Во втором случае ошибка больше, потому что оба младших разряда единицы. В третьем случае ошибки нет, потому что потерянные разряды нулевые.

_______________поразрядная инверсия ~ _______________

Поразрядно инвертирует число. Разряды, в которых были нули – заполняются единицами. Разряды, в которых были единицы – заполняются нулями. Оператор поразрядной инверсии являтся унарным оператором, то есть используется с одним операндом.

unsigned char tmp = 94; //0b01011110
tmp = ~tmp;
//теперь в переменной tmp число 161 или 0b10100001

Tmp = ~tmp;
//теперь в tmp снова число 94 или 0b01011110

_______________ поразрядное ИЛИ | ______________

Оператор | осуществляет операцию логического ИЛИ между соответствующими битами двух операндов. Результатом операции логического ИЛИ между двумя битами будет 0 только в случае, если оба бита равны 0. Во всех остальных случаях результат будет 1. Это проиллюстрировано в табице истинности.

Оператор | обычно используют для установки заданных битов переменной в единицу.

Tmp = 155
tmp = tmp | 4; //устанавливаем в единицу второй бит переменной tmp

155 0b100110 11
4 0b000001 00
159 0b100111 11

Использовать десятичные числа для установки битов довольно неудобно. Гораздо удобнее это делать с помощью операции сдвига влево <<.


tmp = tmp | (1<<4); //устанавливаем в единицу четвертый бит переменной tmp

Читаем справа налево – сдвинуть единицу на четыре разряда влево, выполнить операцию ИЛИ между полученным числом и значением переменной tmp, результат присвоить переменной tmp.


Установить несколько битов в единицу можно так

Tmp = tmp | (1<<7)|(1<<5)|(1<<0);
//устанавливаем в единицу седьмой, пятый и нулевой биты переменной tmp

С помощью составного оператора присваивания |= можно сделать запись компактней.

Tmp |= (1<<4);
tmp |= (1<<7)|(1<<5)|(1<<0);

_______________ побитовое И & _______________

Оператор & осуществляет операцию логического И между соответствующими битами двух операндов. Результатом операции логического И между двумя битами будет 1 только в том случае, если оба бита равны 1. Во всех других случаях результат будет 0. Это проиллюстрировано в таблице истинности.

Оператор & обычно применяют, чтобы обнулить один или несколько битов.

Tmp = 155;
tmp = tmp & 247; //обнуляем третий бит переменной tmp

155 0b10011 011
&
247 0b11110 111
147 0b10010 011

Видите, третий бит стал равен 0, а остальные биты не изменились.

Обнулять биты, используя десятичные цифры, неудобно. Но можно облегчить себе жизнь, воспользовавшись операторами << и ~

Tmp = 155;
tmp = tmp & (~(1<<3)); //обнуляем третий бит

1<<3 0b00001 000
~(1<<3) 0b11110 111
tmp & (~(1<<3)) 0b10011 011 & 0b11110 111
результат 0b10010 011

Читаем справа налево – сдвинуть единицу на три разряда влево, выполнить инверсию полученного числа, выполнить операцию & между значением переменной tmp и проинвертированным числом, результат присвоить переменной tmp.


Обнулить несколько битов можно так

tmp = tmp & (~((1<<3)|(1<<5)|(1<<6))); //обнуляем третий, пятый и шестой биты



Используя составной оператор присваивания &= ,можно записать выражение более компактно

Tmp &= (~((1<<3)|(1<<5)|(1<<6)));

Как проверить установлен ли бит в переменной?
Нужно обнулить все биты, кроме проверочного, а потом сравнить полученное значение с нулем

if ((tmp & (1<<2)) != 0){
// блок будет выполняться, только если установлен

}

if ((tmp & (1<<2)) == 0){
// блок будет выполняться, только если не установлен
// второй бит переменной tmp

}

_______________побитовое исключающее ИЛИ ^ _______________


Оператор ^ осуществляет операцию логического исключающего ИЛИ между соответствующими битами двух операндов. Результатом операции логического исключающего ИЛИ будет 0 в случае равенства битов. Во всех остальных случаях результат будет 1. Это проиллюстрировано в табице истинности.

Оператор ^ применяется не так часто как остальные битовые операторы, но и для него находится работенка. Например, с помощью него можно инвертировать один или несколько битов переменной .


tmp = 155;
tmp = tmp ^ 8; // инвертируем четвертый бит переменой tmp

155 0b10011 011
^
8 0b00001 000
147 0b10010 011

Четвертый бит изменил свое значение на противоположное, а остальные биты остались без изменений.

Tmp = tmp ^ 8; // опять инвертируем четвертый бит переменой tmp

147 0b10010 011
^
8 0b0000 1 000
155 0b10011 011

Видите, четвертый бит снова изменил свое значение на противоположное.

Так записывать выражение намного удобнее

Tmp = tmp ^ (1<<3); // инвертируем третий бит переменой tmp

А так и удобно и компактно

Tmp ^= (1<<4); //инвертируем четверый бит

Можно инвертировать несколько битов одновременно

Tmp ^= ((1<<4)|(1<<2)|(1<<1)); //инвертируем 4,2 и 1 биты

У поразрядного исключающего ИЛИ есть еще одно интересное свойство . Его можно использовать, для того чтобы поменять значения двух переменных местами. Обычно для этого требуется третья переменная.


tmp = var1;
var1 = var2;
var2 = tmp;

Но используя оператор ^ переставить значения можно так:

var1 ^= var 2;
var 2 ^= var 1;
var 1 ^= var 2;

Чистая магия, хотя, честно говоря, я ни разу не пользовался таким приемом.

________________Директива #define__________________


Теперь мы знаем, как устанавливать, обнулять и инвертировать биты, знаем, как проверять установлен ли бит или нет. Рассмотренные выше выражения довольно громоздки, но с помощью директивы препроцессора #define , им можно придать более приятный вид.

Директива #define используется для присваивания символических имен константам и для макроопределений. Использование символических имен делают программу более модифицируемой и переносимой.

Например, вы используете в тексте программы константу, и вдруг вам понадобилось изменить ее значение. Если она встречается всего в трех местах, то исправить ее можно и в ручную, а что делать, если она встречается в пятидесяти строчках? Мало того, что исправление займет много времени, так еще и ошибиться в этом случае проще простого. Здесь то, как раз и выручает директива #define . В начале программы задается символическое имя константы, которое используется по ходу программы. Если нам нужно изменить это значение, это делается всего лишь в одном месте. А перед компиляцией препроцессор сам подставит во все выражения вместо имени константы ее значение.

Программирование микроконтроллера неразрывно связано с его аппаратной частью и чаще всего с внешней обвязкой. Взять хотя бы кнопки - опрашивая их в своей программе, мы обращаемся к реальным выводам микроконтроллера. А если нам вдруг понадобилось использовать программу опроса кнопок в другой схеме, где кнопки подключены к другим выводам? Придется исправлять программу. Опять таки, задав с помощью директивы #define символическое имя для соответствующих выводов, модифицировать программу будет проще простого


Пример:

#include "iom8535.h"

//порт, к которому подключены кнопки
#define PORT_BUTTON PORTA
#define PIN_BUTTON PINA
#define DDRX_BUTTON DDRA

//выводы, к которым подключены кнопки
#define DOWN 3
#define CANCEL 4
#define UP 5
#define ENTER 6

int main()
{
//конфигурируем порт на вход,
//и включаем подтягивающие резисторы

DDRX_BUTTON = 0;
PORT_BUTTON = 0xff;

При задании символического имени можно использовать и выражения

#define MASK_BUTTONS ((1<

пример использования:
tmp = PORTB & MASK_BUTTONS;

Используя #define не жалейте скобок чтобы четко задать последовательность вычисления выражений!

Некоторые выражения можно замаскировать под «функции».

#define ADC_OFF() ADCSRA = 0

пример использования:
ADC_OFF();

Можно использовать многострочные определения, используя в конце каждой строки символ \

#define INIT_Timer() TIMSK = (1< TCCR0 = (1< TCNT0 = 0;\
OCR0 = 0x7d

пример использования:
INIT_Timer();

Ну и самое мощное применение директивы #define – это задание макроопределений (или просто макросов). Вот как с помощью #define можно задать макросы для рассмотренных ранее операций с битами

#define SetBit(reg, bit) reg |= (1<#define ClearBit(reg, bit) reg &= (~(1<#define InvBit(reg, bit) reg ^= (1<#define BitIsSet(reg, bit) ((reg & (1<#define BitIsClear(reg, bit) ((reg & (1<

пример использования:

SetBit(PORTB, 0); //установить нулевой бит порта B
InvBit(tmp,6); //инвертировать шестой бит переменной tmp


if (BitIsClear(PIND, 0)) { //если очищен нулевой бит в регистре PIND
….. //выполнить блок
}

Перед компиляцией препроцессор заменит эти строчки объявленными ранее выражениями, подставив в них соответствующие аргументы.

Макросы очень мощное средство, но использовать их нужно осторожно. Вот самые распространенные грабли, о которых написано во всех учебниках по программированию.

Определим макрос, вычисляющий квадрат числа:

#define SQUARE(x) x*x

выражение
tmp = SQUARE(my_var);
даст корректный результат.

А что будет если в качестве аргумента макроопределения использовать выражение my_var+1

tmp = SQUARE(my_var +1);

Препроцессор заменит эту строчку на

tmp = my_var + 1 * my_var +1;

а это вовсе не тот результат, который мы ожидаем.

Чтобы избежать таких ошибок не скупитесь на скобки при объявлении макросов!

Если объявить макрос так

#define SQUARE(x) ((x)*(x))

выражение
tmp = SQUARE(my_var +1);
даст корректный результат, потому что препроцессор заменит эту строчку на
tmp = ((my_var + 1) * (my_var +1));

записываем их в папку проекта, а в начале файла main.c прописываем #include "bits_macros.h"

Понравилась статья? Поделитесь ей